Взлет и посадка дрона DJI на движущийся транспорт

Взлет дрона DJI и посадка на движущийся транспорт

При аэросъемке с дрона DJI рано или поздно появляется необходимость взлететь и садиться на какое-нибудь движущегося транспорта (поезда, корабля, машины). Особенно это актуально для тех, кто путешествует по воде. Если у сухопутного пилота еще есть возможность выйти из автомобиля и запустить дрон с земли, то у морского или речного пилота такой возможности чаще всего нет. Интернет полон душераздирающих видео, авторы которых стали невольными свидетелями и видеографами взлетов и посадок дрона с лодок, яхт и катеров, с последующим ударом о борт и падением аппарата в воду. И если авария квадрокоптера над землей может быть не так опасна, то падение в воду — это сто процентная гибель для сложной электроники дрона.

Почему при аэросъемке в движении происходит так много аварий? Тому есть несколько причин. Главная причина аварий при взлете с движущегося транспорта в том, что большинство пилотов-любителей не прошли обучения аэросъемке, осваивая технику методом проб и ошибок. Они не знают элементарных правил техники безопасности. Они не понимают, что может произойти, и поэтому не готовы к неожиданному поведению DJI дрона.

Первая — неправильная работа компаса (точнее, электронного магнитометра). На занятиях в нашей школе пилотов операторов дронов, мы подробно изучаем как компас и его ошибки влияют на поведение дрона (Школа пилотов операторов дрона). Вы можете почитать статью об этом у нас на сайте. (Статья «Компас на дроне») В любом транспортном средстве много железных деталей, которые способны вызывать ошибки компаса. Калибровка в этой ситуации помогает не всегда. В руководстве DJI написано, что калибровать магнитометр дрона следует вдали от металлических объектов, но на судне выполнить это условие почти невозможно. Я рекомендую калибровать компас дрона на берегу, перед плаванием. Если такой возможности нет, и вы на стальном судне — попробуйте калибровать компас на верхней палубе, на корме, подняв дрон во время калибровки повыше.

Калибровка компаса на дроне DJI

По моему опыту, пилоты-любители плохо представляют работу основных систем современного дрона. Именно незнание мер безопасности и непонимание принципов работы навигационной системы, приводят к таким печальным последствиям. Давайте коротко разберем, какова логика работы навигационного блока дронов на примере семейства квадрокоптеров DJI Mavic. Одной из задач навигационной системы дрона является удержание его в воздухе над одной точкой (на пример, точкой взлета) вопреки влиянию ветра. Если пилот не дает никаких команд, навигационная система не позволяет дрону смещаться с его текущей позиции сопротивляясь внешним факторам. Это очень удобная функция, она позволяет сосредоточится на процессе аэросъемки и не заботиться о том, что квадрокоптер унесет по ветру.

Дрон DJI Spark сопротивляется ветру
Дрон DJI Spark сопротивляется ветру

Вы наверняка обращали внимание, что как только мы запустили двигатели, и наш Mavic оторвался от земли, он весело мигает серией зеленых огоньков. В этот момент происходит запись GPS координат места взлета. Именно к этому месту дрон DJI полетит при потере связи с пультом. Теперь, представим, что вы взлетели с движущегося судна. Пока мы запускаем двигатели, квадрокоптер спокойно стоит на палубе. Но как только он отрывается от нее, происходит запись координат точки взлета и Mavic начинает удерживать эти координаты. Судно при этом продолжает двигаться. Для наблюдателя на берегу это выглядит так, будто вы уплываете из-под неподвижно висящего в воздухе дрона. Для пилота, находящегося на яхте это, выглядит так, будто дрон улетает от него назад, по ходу судна. Скорость движения дрона относительно лодки равна скорости движения этой лодки относительно берега (система координат GPS привязана к Земле). Как результат, квадрокоптер не успев набрать высоту врезается в детали леерного ограждения или такелаж, и падает за борт. Системы активной защиты от столкновений как правило не помогают в таких случаях.

Теперь, когда вы знаете об основных причинах аварий, мы можем описать правильный алгоритм взлета и посадки с идущего по воде судна или едущего по дороге автомобиля.

Важно! Перед полетом нужно установить в приложении DJI GO4 автовозврат дрона к пилоту, а не к точке старта. В противном случае, при обрыве связи Mavic улетит к месту, где вас уже нет, и будет там садиться прямо в воду!

 

Переключение позиции RTH дрона DJI
Переключение режима RTH дрона DJI

Далее, я очень рекомендую запускать дрон именно из рук, а не с палубы. (Мы тщательно отрабатываем навык взлета и посадки с рук, на занятиях в нашей школе пилотов и операторов дрона) Такой старт даст дрону запас по высоте. Кроме того, это дополнительно стабилизирует квадрокоптер при качке. При старте из рук можно воспользоваться режимом автовзлета, но на мой взгляд, запуск двигателей и взлетать лучше вручную, что дает вам больше контроля. Взлетать нужно с кормы. Очень хорошо если у вас будет помощник, который сможет выпускать дрон при старте и ловить его при посадке.

Еще одной ошибкой, хоть и не критической, является взлет и заход на посадку камерой к себе. Такой маневр гораздо сложнее, чем камерой от себя, так как направления крена и тангажа будут зеркально изменены.

Если ваш квадрокоптер позволяет с пульта отключить навигационную систему (как это реализовано у семейства дронов DJI Phantom или DJI Inspire), имеет смысл это сделать на время старта. К сожалению, все дроны семейства DJI Mavic не имеют такой возможности. В нашем случае лучше всего держать дрон на весу за кормой, чтобы он ни во что не врезался после старта.

Переключение дрона в ATTI режим
Переключение дрона DJI Inspire в режим ATTI

После успешного взлета можно включить навигационную систему, летать и проводить съемку как обычно. Однако, по-прежнему следует учитывать, что как только дрон остановит свое движение, ваше плав средство будет увозить вас от него. Я рекомендую завершать полет раньше, чем вы делали бы это на земле. Это нужно для того, чтобы у вас оставалась возможность сделать несколько заходов на посадку с учетом непривычных условий. На видео ниже, хорошо видно, что запас времени для посадки на палубу после удачной аэросъемки будет не лишним.

Сажать дрон тоже лучше в руки, стоя на корме. При заходе на посадку разверните Mavic кормой к себе, догоняете судно, снижаетесь и выравниваете их скорость. После посадки следует сразу выключить двигатели, иначе дрон начнет «вырываться» пытаясь по GPS удержать позицию, в которой он был в момент посадки. Точно так же происходит взлет и посадка из других транспортных средств. Хочу продемонстрировать еще один оригинальный способ запуска и посадки дрона DJI Mavic на палубу. К дрону крепится нить или леска, при помощи которой дрон подтягивают к себе перед самой посадкой. При кажущейся полезности, этот способ лучше не применять на практике, так как нить может намотаться на винт дрона и заклинить двигатель, что приведет к падению дрона в воду. Не смотря на то, что при этом дрон скорее всего не уйдет на дно,  купание в соленой воде погубит электронику квадрокоптера.

В конце, обобщу рекомендации в виде списка:

  1. Пройдите обучение перед тем, как делать сложные рискованные маневры.
  2. Проверьте работу компаса и откалибруйте его правильно.
  3. Установите точку автовозврата к координатам пилота, а не к месту старта.
  4. Отключите если возможно навигационную систему на время взлета и посадки.
  5. Взлетайте и садитесь в руки, с кормы.
  6. Взлетайте и садитесь камерой от себя.

Как видите, взлет и посадка дрона в движении, да еще и на ограниченной площади не такая простая задача. Соблюдайте наши рекомендации, и вы снизите риск. Если эта статья предотвратит хотя бы одну аварию, я буду считать свою задачу выполненной! Желаю безопасных полетов и красивых кадров.

Кадр с дрона DJI